Стартом недели французских вечеров стала очаровательная лента о заведении для людей с особенностями.
Бруно (Венсан Кассель), одинокий мужчина за пятьдесят, живет ради других. Его вселенная - это небольшое заведение, в котором он заботится о людях с тяжелой формой аутизма, тех, от кого отказались официальные учреждения. Помогает ему в этом команда преданных сотрудников. Проблемы начинаются тогда, когда деятельностью Бруно заинтересовываются официальные органы, обеспокоены отсутствием лицензии и профессионального образования в основателя, так и у его коллег. Разрываясь между желанием объять необъятное, решить дела с властью и обрести личное счастье на «шидух» - устроенных свиданиях - Бруно имеет только одну цель: помогать людям, которые в этом нуждаются.
Лента, хотя и не имеет особых визуальных преимуществ, постепенно затягивает зрителя динамичным ритмом повседневности работников благотворительной службы. Снятая «живой камерой», она фокусируется прежде всего на героях и обыденных ситуациях, в которые они попадают. Мы находимся рядом с ними, делим с ними пространство, перемещаясь по улицам Парижа от офиса в больницу, от душных стен домов к природе. В центре истории - персонажи. Непревзойденное актерское мастерство позволяет нам вполне забыть, что мы видим перед собой Венсана Касселя, Реда Катеба и других актеров - они органично превращаются в персонажей, полностью отдаваясь своим ролям и предложенным обстоятельствам.
«Особые» поднимают важные вопросы невозможности общества адекватно заботиться о людях, которые отличаются от нас. Впрочем, в течении истории мы мало что узнаем о жизни и потенциал людей, разве что знакомимся с несколькими отдельными случаями пациентов Бруно. В центре сюжета всегда развевается его фигура, но сам он остается загадочной персоной. По окончании фильма мы имеем множество отрывочных сведений о нем, но так и не узнаем ни о его прошлом, ни о мотивации, ни о «черных сторонах». Цитируя персонажа-представителя государственной инспекции, «Вы думаете, что вы рыцарь на белом коне, который борется против бездушной системы?». Да, именно рыцарем изображается нам удивительный человек, который вышел ниоткуда и идет в никуда, окруженный еще менее очерченными и понятными персонажами.
Мастерство, с которой срежиссировали картину Оливье Накаш и Эрик Толедано, и безупречная актерская игра могут ввести в заблуждение: «Особым» присущи все атрибуты гуманистического кино. Однако слабая драматургия в конце концов сводит на нет все усилия режиссеров, подменяя истинные чувства дешевой сентиментальностью, а драматическую многогранность героев - черно-белым светом хороших «рыцарей» и плохой «системы». Впрочем, по крайней мере ради еще одной интересной работы Касселя, фильм стоит посмотреть - и не ждать откровения. Переходите на russianlist.ru и получайте бонусы за регистрацию.